МБДОУ Баргузинский детский сад "Соболенок", с.Баргузин
Теоретические основы педагогического сопровождения игровой деятельности.Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей третьего года жизни осуществляется по следующим направлениям: • Создание предметно-игровой среды.
Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей третьего года жизни — помочь ребенку овладеть условностью игровых дейст вий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение деть ми игры как особого вида деятельности, предполагающего умения: — включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов — «изобразительные» (например, «съесть» несуществующую конфетку); — заменять в игре хорошо известные предметные действия дей ствиями с предметами-заместителями, а затем словом; — передавать действия, характерные для персонажа («мама», «доктор» и др.), и взаимоотношения персонажей («мама» ласково разговаривает с «дочкой»); — «одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональ ные состояния; — словесно пояснять игровые действия, предметы-заместители и воображаемые предметы («Я кормлю», «Это у меня ложка»); — в первом полугодии принимать от педагога словесно обозна ченный замысел игры («Мы сейчас поедем на дачу»); к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно; — в первом полугодии с помощью воспитателя, к концу года самостоятельно вступать в короткий диалог с игрушкой; — самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2—3 иг ровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партне ром-взрослым; — вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями. Важнейшим условием появления игровой деятельности у детей раннего возраста является насыщение игрой всей жизни детей в группе детского сада. Это может быть реализовано через превращение в игровой сюжет событий, которые происходят в группе. В результате про исходит обогащение игрового опыта детей. Основной путь развития игры у детей двух-трех лет — это со вместная игра воспитателя с ними. Содержанием игр являются реальные бытовые действия, знако мые детям. Наиболее важный момент игрового взаимодействия — вариативность, повторение разыгранного с воспитателем сюжета с другими персонажами, в других местах групповой комнаты. Взрос лый подчеркивает сходство игровых и реальных действий, показы вая, что реальные действия — это объект для игрового отражения: кормит, баюкает, укладывает спать игрушку. В процессе кормления куклы (зайчика, мишки и др.) эмоционально подчеркивается смысл действия и его воображаемый результат («вкусно поел»). Играя с детьми, педагог «одушевляет» игрушки, приписывает им понятные детям желания, а затем и эмоциональные состояния. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выполняет игровые дейст вия полушутя, давая понять, что это игра. Усложнением подобных игровых ситуаций является приписыва ние игрушке не только желания, но и эмоционального состояния («не хочет есть, капризничает», «плачет», «смеется» и др.), а также выражение эмоционального отношения к игрушке («пожалею, успо кою...»). Для установления связи между игровыми действиями воспитате лю удобно использовать речевой оборот «сначала — потом»: «Давай выкупаем куклу. Только у нас нет ванночки. Сначала нужно сделать ее из кубиков, чтобы потом купать куклу. Вот и готова ванночка, теперь будем купать куклу» (фиксируется завершение одного дейст вия и переход к другому). В дальнейшем прямая подсказка ребенку игровых действий сменяется косвенной: «Сначала покормим куклу, а потом что будем делать?» Эти приемы обеспечивают переход от одного игрового действия к другому. Вскоре дети начинают сами проговаривать, что они сделают сначала, а что потом. Условность игровой ситуации подчеркивается введением вообра жаемых элементов. Важным моментом в развитии игры у детей третьего года жизни является введение предметов-заместителей. Эта работа начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Затем организуются игры с использованием предметов-замести телей, обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные. Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами. Воспитатель предоставляет детям возможность для самостоятель ных игр. В самостоятельные игры детей педагог вмешивается только при необходимости. Два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-иг ровые ситуации. Для этого воспита тель специально организует предметную среду. В результате такой воспитательной работы к двум с половиной годам дети усваивают различные игровые действия. Продолжитель ность игры увеличивается и может достигать 15—20 минут (типич ная для этого возраста продолжительность игры 3—5 минут). В иг ровых сюжетах ребенок отражает несложные бытовые ситуации, по-разному их комбинирует, использует действия с игрушками, пред метами и их заместителями, реплики, обращенные к игрушке. Во втором полугодии третьего года жизни становится возможным создание игровых сюжетов по представлению, основанных на рас сказе ребенка. Такая работа осуществляется пошагово: 1-й шаг — оживление представлений ребенка в беседе; 2-й шаг — обогащение и уточнение детских представлений за счет рассказа воспитателя, 3-й шаг — побуждение детей к проигрыванию ситуации.Рассказ-аналогия воспитателя повторяет сюжет, выделяя действия, фразы, подчеркивая эмоции — все, что облегчает создание игрового сюжета. Следующий шаг — создание проблемно-игровой ситуации. Воспитатель идет по пути четкого выделения элементов сюжета. К трем годам становится возможным включение в игру словес ных элементов из песенок, книг, мультфильмов. Словесные фраг менты включаются в привычные игровые действия. Включаясь в самостоятельные игры детей, воспитатель способст вует появлению у них активных форм речи. Воспитатель использует различные игровые ситуации, побужда ющие детей к игровому общению. К концу третьего года жизни ребенок переходит к выполнению иг ровой роли, хотя и не всегда может назвать ее. Освоение детьми действий с куклой, развитие умения вести диа лог от своего лица и от лица игрушки обогащает самостоятельные игры, делает их более продолжительными. Это подготавливает пере ход ребенка к совместным играм со сверстником. К концу третьего года жизни дети могут развертывать цепочки из 2—3 действий с сюжетными игрушками, использовать предметы-заместители и называть действия с ними, вызывать с помощью иг рушки или речевого обращения ответное действие партнера-сверст ника. Сосредоточение детей на игре непродолжительно. Взаимодей ствие с партнером чередуется с индивидуальной игрой. В игре часто повторяются одни и те же игровые действия. На третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссерской игры — деятельности, в которой ребенок «как режис сер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового от ношения детей к предметам ( одушевление предмета, придание ему неспецифических значений). В первом полугодии третьего года жизни эта работа проводится в рамках дидактических игр по сенсорному воспитанию. Приведем примеры игровых ситуаций: • Маленькие игрушки в цветных юбочках ищут свою маму в такой же юбочке. • Цветные грибочки прячутся на полянке такого же цвета. Движения игрушек сопровождаются игровыми репликами персо нажей. Развитие предпосылок режиссерской игры требует использования разных предметов; это катушки, кубики, бочонки, косточки крупных персиков, полоски картона, шнурки, ленты, картонные и жестяные коробки. Для развития режиссерских игр устраиваются игры-забавы. Во втором полугодии третьего года жизни для ребенка становится возможным в режиссерской игре: — разыгрывание при помощи игрушек сюжетов из 2—4 дейст вий; — использование ролевой речи, звукоподражания, имитаций; — повторное разыгрывание одних и тех же сюжетов в режиссер ской игре; — использование в играх построек. 17 января 2022 в 10:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.