Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были эффективны в достижении поставленной цели.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Одна из таких форм – игровая проблемная ситуация.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его исследовательской деятельности, становятся игры – эксперименты и игры – путешествия.
Игры – эксперименты, а также игры – путешествия являются одним из видов дидактической игры.
Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем возрасте игры – эксперименты и игры – путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребёнка до трёх лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.
В среднем дошкольном возрасте экспериментирование всё больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребёнка. В игре 4 – 5 – летнему дошкольнику даётся определённый сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях.
Учитывая, что пик познавательного интереса происходит на 4 – 5 лет, игры – экспериментирования и игры – путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребёнок должен получать в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребёнку 5 – 7 лет. Такая практика позволяет ребёнку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно – следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребёнок делает их самостоятельно, при косвенном участии взрослого.
Игры - путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6 – 7 – летнего ребёнка.