МБДОУ Баргузинский детский сад "Соболенок", с.Баргузин

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

 Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Актуальность: концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.

3. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

4. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

Для решения поставленных задач были использованы методы:

- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение,

-диагностика,

-математическая обработка данных.

Гипотеза : использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Объект – элементарные математические представления у дошкольников.

Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Новизна опыта заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.

Сроки работы:

1 этап - подготовительный (сентябрь);

2 этап - основной (октябрь - май);

3 этап - аналитический (май).

Содержание каждого этапа:

На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс занятий, связанных с формированием элементарных математических представлений у детей старшей группы (от 5до 6) с использованием дидактических игр.

Основной этап предполагает проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение учебного года.

На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование и продолжение в группе (от 6 до 7 лет).

Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.


17 января 2018 в 03:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.