МБДОУ Баргузинский детский сад "Соболенок", с.Баргузин

Консультация для родителей "Берегите детей. Бытовой травматизм".

 При несчастных случаях, которые возникают в квартире, на лестнице дома, в парадном, во дворе, дети получают повреждения:  ушибы,  ссадины, царапины, раны, растяжения связок, переломы и вывихи.  В последние  десятилетия население существенно повысило знание в области оказание первой помощи при разного рода повреждениях. Большинство советов и приемов, которые передаются в семье от старших к младшим, носит правильный характер. Всем известна необходимость соблюдения правил асептики-обеззараживания-раны, применения йодной  настойки, наложения стерильной повязки или бинта, продаваемых в каждой аптеке.                                      

   Невозможно в небольшой книге упомянуть о необычайном разнообразии повреждений, которые наблюдаются у ребят, поэтому остановимся на некоторых видах травмы, которым не всегда уделяется должное внимание.

   Во многих жилых домах  и некоторых общественных здания в двери вставляют стекла. Иногда эти стекла тонкие, оконные, поэтому легко бьются. Ребята, бегая и играя, не замечая стеклянной преграды, влетают в нее или резко упираются в стекло рукой и получают порезы, осложненные повреждением сухожилий кисти и пальцев. Лечить раны сухожилий – трудное, длительное дело.

    Одним из не очень частых, но, можно сказать, обидных видом переломов являются переломы повторные. После того как произошел перелом, его вправили, наложили гипс, перелом сросся, гипс сняли, прошло совсем немного времени и вдруг при совсем незначительной травме рука ломается вновь! На самом деле, обидно. Что это? Такие плохие кости? Или отсутствует склонность к сращиванию?! 

      Нет. Дело в том, что большинство повторных переломов приходится на кости предплечья. Возникают они в связи с полным отсутствием тренировки поврежденной руки. Сразу после снятия гипса ребенок руку «разрабатывает», сгибает и разгибает в локте, поворачивает ладонь вверх и вниз и как только объем движений нормализуется, всякая дальнейшая работа прекращается. Зачем трудиться? Ведь рука не болит. Когда же ребенок ломает ногу, то как только снят гипс, а зачастую и в гипсе, он начинает ходить, опираясь на поврежденную конечность. Такая тренировка повышает прочность срастания отломков. Последующая ходьба и бег довершают начатое дело:  костная мозоль становится настолько прочной, что если пострадавший и сломает еще раз ногу, то не в этом месте, а рядом. Правда был единичный случай, когда мальчик, которому сняли гипс, в тот же день отправился играть в футбол и при первом ударе по мячу сломал себе ногу именно в области перелома. Отчего это произошло? Прочность срастания кости достаточно для ходьбы и осторожного бега. Но удар по мячу сопровождается  настолько  большой нагрузкой кости «на излом», что этот «излом» и произошел! Точно таким же образом возникают повторные переломы руки. При переломе ноги существует естественная тренировка, в виде ходьбы и бега, создающая сверхпрочное срастание, а при переломе руки такая ежедневная тренировка отсутствует. При первом падении, первом ударе ладонью по столу или просто резкой нагрузке рука может вновь ломаться. Обычно в каждом случаи перелома руки после полного ее срастания пострадавшему назначают длительнее ежедневные упражнения, которые способствуют прочному срастанию костей. Упражнения эти просты: отжимание, ритмичное давление на ладони обеих рук и т. п. При строгом выполнении всех назначений врача можно не сомневаться, что число повторных переломов резко сократится.

       Добавим лишь несколько слов о тех психологических особенностях детей, которые молодые родители не всегда знают. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшедшего. Поэтому в случаи повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, нужно спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло. За слегка запачканным пальто, что до крайности огорчило чистоплотную маму, кроется иногда тяжелый ушиб живота или повреждение внутренних органов.    

      Важной особенностью детского организма является несоответствие тяжести перенесенной травмы степени возникшего повреждения. Бывает, что ребенок катался на ледяной горке и упал. И даже забыл, что случилось, - просто он падал много раз и не придавал этому никакого значения, а у него произошел разрыв почки. Он не всегда понимает характер болевой реакции- у него в этом отношении нет опыта. И, наконец, дети, особенно младшего  возраста, не в состояние определить свои болевые ощущения. «Болит живот»,- говорит малыш, неопределенно показывая на область пупка. А когда его осматривает специалист, то находит повреждение, далекое по расположению от пупка, мочевого пузыря или печени. Поэтому нужно прислушиваться к жалобам малышей и внимательно следить за их поведением.                                              


14 марта 2017 в 15:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.